Лариса Дмитриевна Беднарская – профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе Орловского государственного университета, доктор филологических наук. Специализируется в области исследования синтаксиса сложного предложения и текста, филологического анализа художественного текста. Это известный методист, разрабатывающий новые технологии развития речи. Л.Д. Беднарская – автор более 200 опубликованных работ: монографий, учебников, учебных и методических пособий, статей, учебных программ, её статьи регулярно публикуются в журналах «Русский язык в школе», «Русская словесность» и др. Под научным руководством Л.Д. Беднарской написаны и защищены кандидатские и докторские диссертации.
Монографии:
1. Основные закономерности в развитии сложного предложения в языке русской художественной прозы Х1Х-ХХ столетий. – М.: Прометей, 1994. – 201 с.
2. Синтаксис романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». – Орёл: ОГУ, 2008. – 372 с.
3. Закономерности грамматического членения многокомпонентных сложных предложений. – Орёл: ОГУ, 2011. – 132 с.
Готовится к печати монография «Эволюция сложного предложения в языке русской лирики Х1Х-ХХ веков».
Статьи:
Статьи последних лет, опубликованные в журнале «Русский язык в школе»:
1. Классификация орфографических и пунктуационных ошибок, допускаемых учащимися в письменных работах. – РЯШ. – 2008. – С. 3-7.
Заметки о пунктуации. – РЯШ. – 2008. – № 7. – С. 37-42 (в соавторстве с В.В. Бабайцевой). 0,5 п.л.
2. Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. – Русский язык в школе. – 2009. – № 9-10. – С. 3-8.
3. Обучение сочинению в 5 классе. – Русский язык в школе. – 2010. – №№ 7-8. – С. 21-25.
Л.Д. Беднарская является соавтором В.В. Бабайцевой в создании учебно-методического комплекса «Русский язык. 5-9 классы» / Для школ и классов с углублённым изучением русского языка. – М.: Дрофа, 1994 – 2011.
Методические пособия
- Русский язык. Тренинг по пунктуации: Для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2003. – 127 с. / В соавторстве с В.В. Бабайцевой.
- Русский язык. Трудные вопросы изучения синтаксиса. Элективный курс. 10-11 классы: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009 – 153 с. 7 п. л.
- Методические рекомендации к учебнику Бабайцевой В.В. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2009.
- Пять элективных курсов.– Элективные курсы: Программы. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2010. – 352 с.
- Грамотный человек. Учебное пособие. – Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Флинта, Наука, 2009. – 167 с. Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию.
Л.Д. Беднарская регулярно публикует учебно-методические пособия для учителей на региональном уровне:
6. Трудные вопросы изучения синтаксиса. Переиздание учебного пособия. Орёл, 2010. – 10 п.л.
7. Переиздание методического пособия «Элективный курс «Подготовка к ГИА и ЕГЭ по русскому языку» – Орёл, 2010. 10 п. л.
Публикации по словесности
1. Метапоэтический шифр лирики Пушкина. – Метапоэтика: Текст как явление культуры. – Ч. 1: Теоретическая метапоэтика. – Ставрополь: Ставропольский госуниверситет, 2010. – С. 224–232.
2. О «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева. – Региональная литература Орловщины»: Изд-во ОблИУУ, 2010. 0,5 п.л.
3. Художественная роль архаизмов в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк». – Слово. Фразеологизм. Текст в литературном языке и говорах: Сб. научных статей память Р.Н. Попова. – Орёл: Изд-во ОГУ. 2010. – С. 225-228.
4. Метапоэтическая функция образа автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». – Метапоэтика: Сборник статей научно-методического семинара. Ставрополь: Изд-во Ставропольского ун-та, 2008. – С.76 – 82.
5. Слово о главном. О смысле рассказа И. Бунина «Книга» // Литературная Орловщина, Орёл, 2009. – С. 8-12.
6. О тайнах пушкинского текста // Русский язык: История и современность. Сб. науч. трудов. – Липецк – Елец, 2008. – С.223-236.
7. Программа элективного курса «Анализ текста. Теория и практика. Х-Х1 классы». –Русский язык в школе. – 2006. – № 3. – с. 124-128. (0,5 п.л.).
Скачать полный список работ (doc)
Темы диссертационных работ аспирантов, скачать список в формате doc